Все статьи
Великий нравственный путь!
текст
Для чего я все это решил написать?
Мне просто стало интересно, неужели все действительно так сложно и запутано в нашей жизни. Неужели некоторые вопросы нашей жизни, понятия, которые мы повторяем достаточно часто - настолько сложны в осознании, что разобраться в них могут только какие-то конкретные узкие специалисты?
Недавно, через один наш популярный месенджер ко мне пришла статья о Великом нравственном пути! Статья достаточно большая. Я начал ее читать и уперся в полное не понимание написанного текста. Слова наши, русские. Понятия старые, известные. А смысл куда-то ушел. Спрятался.
Индекс нравственности, этическое оценивание, технология нравственности, измерение нравственности, глобальный этический принцип, экоэтика и так далее. Что это? О чем? Я же учился в школе, закончил пару ВУЗов, но сходу так и не сообразил, как это логически положить на те знания, которые у меня были раньше. Вот и пришлось потратить пол дня, чтобы освежить у себя в голове основные базовые понятия, которые каким-то образом сложились в эти и похожие экзотические формулировки.

Начну с того, что Нравственность, в русском языке, по всей вероятности происходит от слова - Нрав! Во всяком случае, эти слова созвучны и имеют один корень.

Если задуматься, то на первый взгляд кажется, что Нрав - то же самое, что и Характер. Или, как минимум, эти два понятия близки друг другу по содержательной части.
Крутой нрав у твоего отца. Веселый нрав у моей девушки. Хотя, при этом - крутой характер, звучит несколько не очень логично.
И все же, эти понятия очень похожи, Нрав и Характер, это определенная совокупность привычек и поступков, которые характеризуют человека как личность.
Так есть ли разница?

Думаю - Да. Вот моя мысль.
Нрав - это направленность Характера человека. Не сам Характер, а то как он проявляется и к чему может вести.
Характер человека - это совокупность свойств его Личности (Души). Логично, что слово Характер синхронизируется с понятием - Характеристика.
Понятие, Характеристика, значит - осознание, какими проявлениями и факторами (качественными и количественными) можно описать Личность человека, банально так же, как и любой предмет или машину.
Условно - решительный, смелый, добрый или трусливый, скрытный, ненадежный и тд.
Можно предположить (хотя тут вроде бы и спорить не с чем), что все вот эти качества Характера через что-то проявляются. Они проявляются через его (человека) привычки, поступки, слова и мысли, через его Знания и Опыт.
Именно так мы оцениваем человека и даем ему характеристику, определяем его Характер, а то, что можно от него в связи с этим ожидать - его Нрав!

Это о том, что касается отдельного человека (Личности). А если мы будем говорить про общество (большое или маленькое не имеет значение), то понятие - Характер, уже как таковое не применяется. Зато на первое место выходит новое обобщенное понятие - Нравы!

Нравы в этом городе были суровыми. Или - Нравы здесь хорошие, добрые. Никто никого не обидит.
Конечно, дать Характеристику обществу можно по разному. Но обычно, в обществе это больше оценивается именно через проявление характеристик, заложенных в Традиции (Обычаи), Знание и Опыт, которыми обладает и пользуется это общество.

Так же, важно отметить, что понятие Нрава тесно связано со словом - Нравиться (уж не знаю, что здесь первично, а что вторично).
Ваша девушка мне по Нраву (нравится). Или - Ваши традиции мне не по Нраву (не нравятся).
Очевидно, что Нравится и Не нравится, это четкое эмоциональное отношение к тому или другому явлению или предмету, основанное на индивидуальностях собственного Характера или (в данном случае) Нраве. Сравнивая окружающую нас действительность со своими Привычками (Традициями) и своими Знаниями, мы выражаем к ней свое отношение.

Далее. Живя вместе, единым обществом, люди постепенно синхронизируют свои привычки (в первую очередь те, которые касаются взаимодействия друг с другом и процесса налаживания между Людьми общественных отношений). Они не могут их не синхронизировать. Иначе они будут разговаривать на разном языке. И в прямом и в переносном смысле. Иначе не получится общества. Они не поймут друг друга и общество развалится, возможно не успев сформироваться. Чтобы общество получилось, надо для начала учиться понимать друг друга.
Совместные привычки членов общества называются Традиции или Обычаи (видимо от слова - Обычно, обычно мы делаем так или вот так. Так принято).
Что касается Знаний и Опыта (что не тоже самое, что само Знание), то общественное Знание и общественный Опыт формируются совокупностью Знаний и Опыта каждого индивидуума входящего в это общество.
Таким образом формируются Нравы этого общества. Его Традиции, его Знания и Опыт его существования. В принципе, это и есть - Культура.

Теперь все члены этого общества в похожих жизненных ситуациях поступают одинаково и обладают совокупным багажом Знаний и Опыта при принятии тех или иных решений.
При этом, индивидуальные привычки отдельных Личностей остаются, поскольку мы все равно все разные по рождению. Но, так или иначе они (привычки), буду подстраиваться (влияния условий жизни или воспитания) к общим привычкам или Традициям данного общества.

Теперь Нравственность.
Нравственность (исходя из вышесказанного) - это совокупность норм и принципов поведения людей (Личностей) по отношению друг к другу, сформировавшаяся на основе принятых в обществе Традиций, состоянии Знания и Опыта присущих этому Обществу. Нравственность - это консолидация Нравов этого общества.

Я думаю, Нравственность в исторической перспективе развития общества в целом и в различных обществах в принципе, всегда была категорией не одинаковой. Даже очень не одинаковой.
По историческим меркам очень недавно, только с развитием широких коммуникаций и трендом на всеобщую глобализацию, мы начали говорить об относительно общих принципах Нравственности всего человечества в целом.
Поэтому, выражение - Нравственный или Безнравственный, всегда надо применять с четким пониманием того, о каком историческом периоде ты говоришь и какое конкретно общество имеешь в виду.

Таким образом, если подходить к понятию Нравственности в наиболее чистом ее виде (без нанесения оттенка от уже известных нам наших собственных нравственных принципов), то Нравственность должна быть отстранена от критериев - хорошо или плохо. Как говориться, что Русскому хорошо, но Немцу - смерть. Нравственность, категория относительная.

Ближе к осознанию понятия.
Если человек с силу своего Характера, принимает решения или совершает поступки не соответствующие общепринятым нормам поведения (определяемым совокупностью Традиций, Опыта и Знаний), принятым в этом обществе, то его решения и поступки несомненно будут признаны Безнравственными. Они не будут нравится большинству членов общества, принимающих общие правила существования данного общества.
И наоборот. Если он соблюдает правила и нормы официально или не официально принятые в данном обществе, то его решения будут в той или иной степени Нравственными.

Теперь о Морали. // Не надо мне читать мораль. //
От латинского moralitas, moralis, mores - традиция, народный обычай, позднее - нрав, характер, нравы.
Все очень близко. Просто, латинское слово.
Я бы сказал так.

Мораль - это нравственное учение, свод правил Нравственности для данного общества (большого или маленького, не имеет значения), в данное конкретное время.

Давайте еще раз.
Нравственность - это нормы и принципы поведения, а Мораль - это учение об этих нормах и принципах.
Не надо мне читать Мораль - это значит, что не надо повторять или объяснять нормы поведения в данном обществе, потому что я их и так знаю или не хочу знать в принципе.
Мораль той басни такова - это значит, что живя в обществе надо соблюдать принципы существования данного общества, иначе результат твоих действий будет отрицательным.

Да. Но есть еще и понятие - Этика.
Как говорят большинство философских энциклопедии и словарей, Этика - это учение (наука) о Морали и Нравственности.
Похоже на масло масляное.
Но я думаю, что все же разница есть. Мораль (как понятие), касается конкретной ситуации и конкретного общества. А Этика - это наука в принципе, изучающая основы появления тех или иных нравственных принципов и правил. А так же их существование, развитие и трансформацию.


Вот. Как то так я это понимаю. У меня в голове Матрешка давно сложилась. Правда, логику и значение вышеприведенных экзотических выражений я так и не понял.)







1039 4